Основой конструкции любого полуприцепа является его рама. Именно на ней размещается грузовой контейнер. Сама рама полуприцепа состоит из параллельно расположенных друг к другу горизонтально изогнутых балок, лонжеронов. Они соединяются между собой специальными поперечинами — траверсами. Именно рама испытывает на себе все непрерывные, динамические и разнонаправленные нагрузки во время движения транспорта с полуприцепом. Поэтому её геометрическая конструкция тщательно просчитывается еще на стадии разработки модели полуприцепа. Для создания и ремонта рамы используется самая прочная, легированная сталь, иначе полуприцеп не выдержит нагрузок и сломается, даже не окупив затраты на свое приобретение.

Способы создания рам, их преимущества и недостатки

На сегодняшний день все производители разделились на два лагеря. Одни преимущественно используют сварку. Другие же предпочитают соединять элементы рамы с помощью болтов-заклёпок. Каждый из этих методов производства влияет на процесс ремонта рамы полуприцепа, имеет как явные преимущества, так и определенные недостатки:

  1. Сварочный метод. Цельносварная рама прицепа наиболее популярная среди водителей. Она имеет максимально прочную конструкцию, и адекватно переносит разнонаправленные нагрузки. Особенно сварные рамы хорошо себя зарекомендовали в тех уголках мира, где дорожное покрытие не может похвастаться европейским качеством. Ярким примером является рама полуприцепа шмитц. В 2007–2008 годах компании Schmitz Cargobull пришлось отозвать из России более пяти тысяч своих полуприцепов для упрочнения их рам, собранных заклепочным методом.rama-polupritsepa
    Еще одним явным преимуществом цельносварных моделей является их более доступная цена. Сварку элементов конструкции проводят роботы, что значительно снизило стоимость труда. Главным же недостатком сварочного метода является возможное ослабление структурной целостности металла. В случае использования низкокачественной стали или нарушения правил сваривания, в местах плавления металла нарушается его прочность и образуется большое кол–во углерода. Это делает металл хрупким и неспособным выдерживать постоянные внешние нагрузки. Восстановление рам полуприцепов этого типа проводится с помощью повторной сварки и выпрямления крена, если он наблюдается.
  2. Применение болтов-заклёпок. Компании Schmitz Cargobull и Humbaur являются принципиальными приверженцами заклепочного метода изготовления рам полуприцепов. Они используют специальные болты с заклепочными головками и шлицами. Болты врезаются в металл и надежно держат всю конструкцию. Несмотря на свою более высокую стоимость, эти модели популярны в Европе и Северной Америке. Также, правка таких рам полуприцепов проходит более быстро и легко, чем цельносварных моделей. В большинстве случаев достаточно восстановить резьбу под новый болт-заклёпку. В то же время, при регулярном, длительном контакте с плохим, неровным дорожным покрытием возникает вероятность расшатывания таких болтов. В появившиеся щели может попасть вода, различные загрязняющие элементы, вызывающие развитие коррозии металла.

 rama-polupritsepa

Влияние качества металла на вес рамы полуприцепа

Все рамы для полуприцепа в принципе имеют одинаковую конструкцию. Но они различаются между собой по весу, размеру отверстий для снятия напряжения и т. д. Также вес напрямую влияет и на цену рамы полуприцепа. Чем она легче, тем больше можно перевезти товаров, и тем больше владелец транспорта заработает денег за время активной эксплуатации полуприцепа. Для создания облегченных моделей используются самые прочные и одновременно лёгкие стали марок Hardox и Domex. Но стоимость такого металла в среднем на 15% выше, чем у широко используемых, стандартных легированных сталей. Благодаря этим материалам, начиная с 2000 года, появились следующие типы рам для прицепов:

  1. Light. У консервативного водителя или новичка сразу возникает вопрос — как усилить такую раму полуприцепа? Ведь если в стандартной модели отверстия для снятия напряжения больше похожи на небольшие проколы в листе металла, то в категории Light они представляют собой большие круглые вырезы. Ответ — никак, ведь это не нужно. Точечное усиление конструкции в полной мере сохраняет её прочность, а вес рамы снижается на 800 кг.
  2. Super Light. Здесь конструкция рамы полуприцепа имеет еще большие отверстия, так как для её изготовления используется еще меньше стали. Но благодаря локальному усилению конструкции, рама не испытывает на себе дополнительную вибрацию и рассчитана на работу с такой же массой, как и стандартная модель.

Изготовление рамы полуприцепа: антикоррозийная защита

Чтобы защитить раму полуприцепа от появления ржавчины, используются три различных метода антикоррозийной защиты:

  1. Нанесения краски или грунтование.
  2. Оцинковка. Ярым сторонником оцинковки является компания Schmitz Cargobull, которая собирает рамы заклепочным методом. Детали рамы погружаются в расплавленный цинк при температуре 450° С. Эта антикоррозийная защита настолько эффективна, что считается стандартом еще с середины ХХ века.
  3. KTL-обработка. Рамы полуприцепов Krone проходят так называемую катодно-погружную покраску. Благодаря сочетанию различных химических процессов и поэтапной термической обработки, защитный слой проникает в саму структуру металла.

Хотя на первый взгляды все рамы полуприцепов похожи, на деле они сильно отличаются друг от друга. На это влияют методы их сборки, используемые металлы и способы их внешней обработки. Также большую роль играет и степень облегчения элементов рамы, наличие или отсутствие локального усиления конструкции. К примеру, вес рамы полуприцепа Schmitz, в сочетании с заклепочной технологией делают её самой гнущейся и износостойкой. Рамы от Kogel более упругие и хорошо справляются с динамическими нагрузками. Компания Schwarzmüller также выпускает упругие рамы. Рамы от Krone самые жесткие из всех, и поэтому наилучшим образом подходят для длительных мультимодальных перевозок, в которых перевозчик несет прямую материальную ответственность за сохранение транспортируемой продукции.