Карьерный самосвал представляет собой специализированную грузовую технику, использующуюся для перевозки большого количества стройматериалов, породы или рабочего/отработанного сырья.

sravnenie-ekspluatatsionnyh-kachestv-karernyh-i-shossejnyh-samosvalovИх применяют на рудниках и карьерных разработках, на стройках и в сфере тяжёлой промышленности. Также без этого типа транспорта невозможно создания глобальной инфраструктуры, например, ирригационных каналов, прокладки горных тоннелей и т. д. Но на смену данному типу транспорта приходят новые самосвалы на классической грузовой автомобильной раме.

sravnenie-ekspluatatsionnyh-kachestv-karernyh-i-shossejnyh-samosvalov

Над их созданием трудятся основные автомобилестроительные компании, и фирма Schmitz является одной из них. Чем же схожи между собой классические и шоссейные модели? Какие характеристики самосвалов принципиально отличаются, как это влияет на рабочий процесс и общую производительность?

Основные технические различия

Шоссейные самосвалы приобретают всё большую популярность и в определённых сферах успешно замещают классические карьерники. Это связано с тем, что их минимальные показатели грузоподъёмности сравнялись между собой и равны 30 т. Конечно, шоссейный самосвал никогда не заменит узкоспециализированный «БЕЛАЗ» с г/п до 450 т, но этого и не требуется.

Их характеристик вполне достаточно, чтобы заместить множество больших карьерных самосвалов:

  1. Центр тяжести. Как для карьерного, так и для нового грузового самосвала, он во время загрузки размещается максимально низко. Только при соблюдении данного условия можно гарантировать нормальную устойчивость на пересечённой дороге выработки или строительной площадки. В таких местах наблюдается очень много наклонных поверхностей, на которых транспорт испытывает разнонаправленные опрокидывающие силы. Низкий центр тяжести стабилизирует положение как карьерного, так и шоссейного самосвала.
  2. Соотношение габаритов и рабочих параметров. Характеристики большинства карьерных самосвалов в плане г/п колеблются в диапазоне 30–60 т. Новые модели шоссейников тоже имеют такие показатели, но их рама не рассчитана на постоянное воздействие сильно пересечённой местности. Также стоит отметить, что для более компактного шоссейного самосвала всё же требуется больше места для разворота на рабочей площадке ограниченной вместительности. Это связано с особенностями конструкции рамы, подвески и осей, что, в свою очередь, несколько негативно сказывается на производственном процессе, делая его более длительным и затратным.
  3. Особенности подвески и шин. Максимальная грузоподъемность карьерного самосвала является его неоспоримым и недосягаемым преимуществом перед шоссейником. Она достигается за счёт особенностей конструкции подвески и более широких шин. Пневмогидравлическая, она с лёгкостью выдерживает сильные удары породой, которая падает с ковша экскаватора с высоты минимум 2,5 м. Любая стандартная, пусть даже и грузовая, подвеска неэффективно гасит удары такой силы, не обладает аналогичной максимальной грузоподъемностью. Также стоит упомянуть и технические характеристики карьерных самосвалов в плане шин. Они имеют большее углубление, благодаря чему лучше принимают нагрузку. Широкие колёса не приводят к накатыванию глубокой колеи, в отличие от шоссейников с их стандартными узкими колёсами. Протекторы карьерного транспорта с лёгкостью переносят воздействие острых кусков породы, которые пропарывают шины шоссейных

sravnenie-ekspluatatsionnyh-kachestv-karernyh-i-shossejnyh-samosvalovПреимущества самосвалов

Несмотря на кардинальные различия в устройстве подвески и в размере шин, шоссейники составляют всё более ощутимую конкуренцию карьерникам. В плане работоспособности условия эксплуатации карьерных самосвалов и новых шоссейных аналогов практически идентичные. Последние рассчитаны на использование в таких же экстремальных погодных условиях с диапазоном температур от -40 °C до +40 °C. Они также имеют усиленный двигатель, который работает на больших высотах при низком атмосферном давлении. Кроме того, рама шоссейника имеет усиление, но в случае поломки ремонт карьерного самосвала обходится дороже.

Главным преимуществом шоссейника является его стоимость. Процесс выпуска такой техники в разы легче и дешевле, чем создание того же «БЕЛАЗа».

sravnenie-ekspluatatsionnyh-kachestv-karernyh-i-shossejnyh-samosvalovИменно поэтому предприниматели и управляющие объектами строительства или тяжёлой и горнорудной промышленности всё чаще замещают классические карьерные самосвалы новыми шоссейными моделями, которые вполне совместимы с экскаваторными комплексами от любого производителя. Также стоит отметить, что, в отличие от крупного карьерного самосвала, шоссейник может свободно выехать на трассу. Для того же «БЕЛАЗа» рекомендуется прокладывать отдельную техническую дорогу, что негативно сказывается на рентабельности бизнеса. В любом случае, с уверенностью можно утверждать, что шоссейники будут получать всё большее распространение, но и продажа карьерных самосвалов останется на высоком уровне.