От качества сцепки зависит сохранность груза и безопасное передвижение автомобиля по дороге. Есть специальные сервисы, занимающиеся организацией и сопровождением грузоперевозок. Главная цель таких компаний – контроль перемещения объектов перевозки (продукты, топливо, стройматериалы, различное сырье). Слаженность действий перевозчиков напрямую влияет на непрерывность и стабильность функционирования крупных предприятий. 

Даже непрофессионал понимает, насколько важна хорошая сцепка тягача и полуприцепа, потому что этот фактор усиливает эффективность работы машины. Проводить сцепку и расцепку тягача надо по всем правилам, дальность предстоящего рейса не должна играть решающего значения: и в поездках по городу, и в долгом пути между отдаленными регионами сам водитель и перевозимый им груз должны быть в безопасности. 

Лица, постоянно работающие с грузовиками, обязаны усвоить инструкцию, описывающую весь процесс сцепления прицепа и тягача, а также уметь проводить обратную операцию. У водителя, «назубок» знающего все правила сцепки и следующего им неукоснительно, машина всегда будет в порядке, и грузы он довезет в целости и сохранности. Никакие аварийные ситуации в поездке такому дальнобойщику не страшны. 

Наиболее скрупулезно надо подходить к сложной сцепке тягачей иностранного производства с полуприцепом. Трудоемкость процедуры легко объяснить: нередко механическое устройство зарубежных фур имеет свои отличия, по сравнению с российскими машинами. Подобные нюансы обязательно надо учитывать. Собираясь проводить сцепку и расцепку тягача, водитель должен тщательно ознакомиться со всеми особенностями механики грузовой иномарки.      

Рекомендации общего плана

Перед осуществлением сцепки тягача с полуприцепом внимательно осмотрите транспортное средство и убедитесь в исправности всех механизмов. Особенно тщательно нужно произвести осмотр седельного устройства тягача. В исправном состоянии должен находиться не только этот узел конструкции, но и те элементы, с помощью которых осуществляют фиксацию. Чтобы сцепка была проведена качественно, нужно контролировать положение седельной плиты. Важно, чтобы на седельной плите не было ничего постороннего, надо очистить ее от всех лишних предметов.

/stsepka-i-rastsepka-tyagacha-s-polupritsepom

Перейти к сцепке тягача с полуприцепом водитель может, когда убедится, что полуприцеп неподвижен и занимает устойчивое положение. Добиться этого можно, задействовав стояночные тормоза. Подстраховаться в этом случае поможет опорное приспособление. Полуприцеп устанавливают на опоре в такой позиции, чтобы уровень накатной плиты был ниже, чем соответствующий элемент седельного механизма. Важно постоянно проверять, в каком состоянии находятся соединительные шланги, электропровода. Ведь во время сцепки при малейшем нарушении технологии есть риск возникновения аварийной ситуации. Правила техники безопасности требуют, чтобы шланги и электрические кабели находились в подвешенном состоянии на машине.

Алгоритм действий при проведении сцепки тягача с полуприцепом

Благодаря четкой инструкции, приведенной ниже, каждый водитель сможет грамотно осуществить сцепку. Итак, основные шаги такие:

  1. Зафиксировать рычаг, отвечающий за расцепку, в крайнем переднем положении. После чего надо отвести в сторону предохранитель саморасцепки.
  2. Тягач медленно подогнать к полуприцепу задним ходом. При этом шкворень полуприцепа должен полностью войти в седельный механизм.
  3. Затем надо притормозить.
  4. Проверить правильность положения рычага сцепки (крайнее заднее). Приспособление, предохраняющее соединяемые элементы от саморасцепки, в рабочем режиме должно перекрыть шток.     
  5. Привести опору полуприцепа в крайнюю верхнюю позицию.

При осуществлении процедуры сцепления надо учитывать важные нюансы технологии. Так, при наличии у полуприцепа однопроводной системы привода тормозов во время сцепки надо  открепить шланг и соединительную головку черного цвета от кронштейна, который находится на колесодержателе. Далее надо скрепить головки в правильном порядке, на тягаче следует отвернуть разобщительный кран, расположенный в районе основания присоединяющего шланга.

Рукоятку надо зафиксировать так, чтобы она находилась в положении, параллельном оси. Обязательно следует проверить позицию крана растормаживания, размещенного на воздухораспределителе полуприцепа. Он должен быть заторможенным. Кнопка при этом находится в полностью утопленном состоянии.

При наличии двухпроводной тормозной системы у полуприцепа или комбинированной (присутствуют сразу однопроводная и двух проводная системы) во время сцепления используются соединительные головки «Палм», по цвету они будут красная и голубая. Потом все действия повторяются так же, как и в случае с однопроводной системой.

Когда полуприцеп надежно зафиксирован, вся конструкция может начинать движение. Стояночный тормоз уже можно убирать.

Как предупредить возможные неполадки

Эксплуатация машины с закрепленным полуприцепом может сопровождаться разными неисправностями, к которым приводят следующие факторы:

  • приходят в негодность тормозные колодки или пружины;
  • небольшое расстояние между колодкой и барабаном;
  • негерметично скреплены соединительные элементы в тормозной системе;
  • может заклинить разжимной кулак.

Все проблемы в процессе сцепки тягача с полуприцепом можно исключить. Помогут своевременные профилактические осмотры. Оценивать надо все узлы тягача и полуприцепа, каждая мелочь имеет значение. Не поленитесь проверить и отрегулировать подшипники ступицы колес, посмотреть, могут ли дотянуться до правильного состояния крепежные гайки.

Синхронизируйте тормозные системы обоих устройств. Это условие особенно важно соблюдать, если имеете дело с тягачом иностранного производства. Чтобы не повредить машину и полуприцеп, проверяйте угол изгиба в процессе сцепления. При использовании нового полуприцепа перед началом эксплуатации его надо обкатать. Делается это для того, чтобы приработались некоторые элементы, от которых зависит качество сцепки.

Как правильно провести расцепку

Когда водитель осуществил сцепку, рано или поздно придется провести обратную процедуру. Расцепку тоже надо уметь сделать правильно, чтобы избежать возможных повреждений полуприцепа или машины. Познакомьтесь с инструкцией, которая объяснит последовательно все этапы процесса.

  1. Сначала надо притормозить.
  2. Расцепку можно проводить, только когда опорное устройство зафиксировано максимально надежно и прочно упирается в дорогу.
  3. Теперь можно отвернуть разобщительные краны, которые работают от пневмосистемы.
  4. Далее следует разъединить соединительные головки, после чего прикрепить их к кронштейну колесодержателя. Закончив работу,  эти элементы закрывают специальными защитными колпачками.
  5. При проведении расцепки надо отсоединить вилку, обеспечивающую электропитание для оборудования. Она вынимается из штепсельной розетки, установленной на тягаче.
  6. Теперь можно отвести предохранитель саморацепки. Рычаг, отвечающий за расцепку, отводится в переднюю крайнюю позицию.

По окончании всех действий останется отогнать тягач от полуприцепа на низкой скорости передним ходом. Так расцепка двух транспортных средств будет завершена.

Обучение новичков

Начинающему водителю габаритных фур можно поучиться опыту у дальнобойщиков со стажем. Так, новичок закрепляется за профессионалом и постепенно накапливает собственный опыт. Можно также посмотреть на специализированном сайте обучающее видео. 

После того как начинающий водитель будет уверенно водить автопоезд, сможет управлять габаритной техникой на поворотах, ему можно посоветовать пройти специальные курсы. Чтобы обучиться сцепке, новичку понадобится взять в аренду дешевый полуприцеп. Потом уже он сможет пробовать свои силы с оптимальной по мощности и грузоподъемности машиной. Однако начинающий дальнобойщик всегда должен понимать, что никакие базовые навыки и даже идеальное знание теории не заменят ему опыта, который обретается со временем.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ТОВАРЫ