Тормоза для полуприцепов: виды, особенности выбора

При выборе полуприцепа покупатели в первую очередь интересуются его надёжностью. Оперативная реакция на команды управления – важный фактор безопасной езды и долговечной эксплуатации транспортного средства без риска аварийных ситуаций. Поэтому крайне важно обратить внимание на тормоза полуприцепа – определить их вид и изучить особенности разных систем.

Конструкции приводов, что устанавливаются на современную технику, бывают двух основных видов: дисковые и барабанные. И каждая система характеризуется определёнными особенными свойствами и техническими параметрами.

tormoza-na-polupritsepy

Подробнее о видах

Сегодня дисковый тормоз считается современным и востребованным. Конструкция была запатентована в начале XX века. Однако у неё имелся существенный недостаток – жуткий скрип, который получался при соприкосновении с колодками, изготовленными из меди.

tormoza-na-polupritsepy

Эта особенность, наряду с другими техническими причинами, привела к тому, что на первых автомобилях устанавливались барабанные механизмы. Интересно, что именно они практически в неизменной конфигурации применялись почти до 50-х годов прошлого века. Более того, эта конструкция была единственной, что в принципе использовалась для автотранспорта. Естественно, получили широкое распространение барабанные тормоза полуприцепов.

Принцип их действия довольно прост. Барабан установлен на ступице, ось оснащена кронштейнами, а уже на них закрепляют колодки, на которые приклёпаны фрикционные накладки. На верхней части предусмотрены пружины. Они растягиваются, когда идёт воздействие на тормоз. В этот момент происходит оттягивание колодок от барабана, падает показатель давления в узле. Однако со временем наступает износ основных деталей, колодки уже не так плотно прижимаются к барабану. Это приводит к снижению эффективности торможения. К тому же барабанная схема нуждается в стабильной регулировке. Впрочем, даже при тщательном обслуживании практически нереально добиться одинакового торможения сразу шестью колёсами.

tormoza-na-polupritsepy

 

Однако в тех же 50-х годах появилась потребность в более эффективных системах. Причиной тому стало использование мощных моторов, что требовали продуктивной схемы торможения. А в 60-х годах на быстроходной технике барабанные механизмы изжили себя, уступив место принципиально отличающейся дисковой системе. Изначально она использовалась для комплектации гоночных болидов и в авиации. Сегодня же дисковые тормоза полуприцепа относятся к самым распространённым схемам комплектации, их устанавливают на тягачи разных классов.

По принципу действия такие системы схожи с теми, что устанавливают на велосипеды. Дисковая схема тормозов полуприцепа тоже имеет суппорт, именно он прижимает к ободу колёс колодки. Происходит это под воздействием воздуха, который поступает в цилиндр. Диск устанавливают на ступице. Он характеризуется саморегулирующейся и самоцентрирующейся конфигурацией. Так как нет пружины, колодки контактируют с ротором. Отодвигаются они под воздействием колебаний.

tormoza-na-polupritsepy

Преимущества дисковых систем

Многие считают, что такие схемы просты по конструктивным особенностям. Однако современные дисковые тормоза, что установлены на полуприцепах, – это сложные высокотехнологичные узлы, оперативно отводящие тепло в определённом направлении.

Плюсы их заключаются и в следующих показателях:

  • стабильное удержание основных характеристик, что способствует улучшению качества торможения, повышает уровень безопасности;
  • быстрая реакция тормоза, потому что диски и колодки расположены на незначительном расстоянии;
  • эффективность. За счёт того, что у колодок рабочая поверхность меньше, нежели у барабанов, к тому же сам диск ровный и плоский, элементы плотно и равномерно прижимаются друг к другу;
  • доступность ремонта и техобслуживания.

Стоит отметить и то, что данная система тормозов на полуприцепе практически не имеет ограничений по усилию воздействия и способна самоочищаться от копоти – она просто сбрасывается при быстром вращении. Однако при езде по грунтовкам они не успевают самоочищаться, что приводит к образованию слоя грязи и на других деталях системы. Под воздействием тепла она кристаллизуется, образуя плотное и твёрдое покрытие. Кроме того, требуется слежение за пыльниками на суппортах. Важно соблюдать чистоту внутри обода, поэтому для долговечной и безотказной работы следует обеспечить узлу регулярный осмотр. Обслуживание дисковой тормозной системы на полуприцепе сводится к удалению грязи с узла струёй воды.

tormoza-na-polupritsep

В целом, отрегулировать их проще, нежели барабанные. Обслуживание и ремонт тормозов на полуприцепе при использовании систем последнего типа – затратное и непростое мероприятие. Замена колодок требует полной разборки барабана, для чего нужно довольно много времени, велики затраты на рабочую силу. Барабаны нуждаются в частом «подводе», что представляет собой довольно непростую и рутинную операцию. Диски в этом плане удобнее. Современные полуприцепы оснащены трещоткой, которая сама устанавливает нужное положение дисков. За счёт этого полностью отпадает вопрос о том, как отрегулировать тормоза на полуприцепе.

tormoza-na-polupritsep

Нюансы эксплуатации

Тормозные системы на современных автопоездах характеризуются определённой особенностью: на полуприцепе они срабатывают на мгновение раньше. Это позволяет избежать складывания транспортного средства, упрощает управление тягачом. И если при установленных барабанных системах водитель сразу может понять уменьшение эффективности, то дисковые тормозят весь грузовик. Однако для их длительной работы важно синхронизировать тягач и полуприцеп, иначе последний будет останавливаться быстрее, что приведёт к преждевременному износу колодок и основных элементов.