Типы тормозных систем полуприцепа
Все механизмы находящегося в эксплуатации транспортного средства должны работать исправно. Это касается и тормозной системы, отвечающей за остановку техники. У полуприцепа она имеет разновидности. Разбираться в устройстве тормозной системы необходимо для правильной оценки ее состояния. Эти знания также нужны, когда требуется устранить сбои, появившиеся в соответствующей части транспортного средства.
Разновидности тормозной системы
Основным критерием такой классификации является источник сил, под воздействием которых прекращается движение полуприцепа. В зависимости от этого тормоза бывают:
- Фрикционными. В этом случае силы, приводящие к остановке транспорта, появляются от трения определенных соприкасающихся деталей.
- Электрическими. Здесь происходит электромагнитное взаимодействие между частями конструкции. При этом они не соприкасаются.
- Гидравлическими. Тормоза срабатывают за счет действия жидкости, заключенной между подвижным элементами.
- Моторными. Силы, препятствующие движению, возникают при участии двигателя, нужным образом воздействующего на колеса.
- Пневматическими. Именно такие тормоза обычно находятся в устройстве современного полуприцепа. В их работе участвует множество взаимосвязанных элементов.
Устройство пневматической системы торможения
Особенностью такой системы является использование для остановки грузового автомобиля и полуприцепа энергии воздуха. Находящийся в сжатом состоянии, он циркулирует в отдельных деталях. Тормозная система полуприцепа имеет привод. Под ним подразумеваются компоненты, обеспечивающие взаимосвязь блока управления и непосредственно тормоза.
Функциональные части привода
Таких сегментов два. Первый называют приводом управления. Эта часть включает в себя элементы, отвечающие за приведение в действие тормоза. Они же управляют запасами энергии. Другая часть – энергетический привод. Представляет собой совокупность компонентов, с помощью которых тормозной механизм питается сжатым воздухом. Энергию получают тормозные камеры, пневмоцилиндры и другие составляющие системы.
На элементах привода можно встретить следующие обозначения:
- 1 – этой цифрой отмечается вход питающей магистрали. Бывает, что управляющий сигнал заодно выполняет функции питающего. Тогда тоже используется маркировка единицей.
- 2 – на конструктивных элементах и схемах двойкой обозначаются выходные сигналы.
- 3 – такая цифра на деталях сообщает о связи с атмосферой.
- 4 – четверка, нанесенная на клапаны, регуляторы тормозных сил, кран и так далее указывает на вход управляющего пневмосигнала.
Питающий контур привода
Пневматическая система полуприцепа с тягачом имеет привод, состоящий из нескольких контуров. Каждый из них действует автономно. Такое устройство является оптимальным для исправной работы тормоза и обеспечения безопасности. В питающем контуре привода находятся следующие элементы:
- Компрессор. Этот важнейший прибор выполняет три основных задачи. Он забирает воздух из атмосферы, сжимает его и направляет дальше в отделы системы.
- Осушитель. Его предназначение заключается в освобождении сжатого воздуха, участвующего в действии тормозной системы, от ненужных компонентов. Осушитель отфильтровывает водяные пары и различные примеси, например частицы масла. Такая подготовка воздуха необходима для безаварийной работы тормоза, особенно в морозное время.
- Предохранители. Эти элементы в составе тормозной системы нужны, чтобы не допустить при минусовой температуре замерзания воды. Той, что оседает в виде конденсата на поверхностях привода. Но в настоящее время тормоза зачастую лишены предохранителей – современные осушители и без того хорошо подготавливают воздух для работы системы.
- Регулятор давления. Уберегает шланги от воздействия слишком больших нагрузок. Давление в них не должно превышать 8 атмосфер. Если его показатели приближаются к этому значению, срабатывает специальное устройство, перенаправляющее воздух в цилиндры. Регулятор давления часто объединяется в общий узел с осушителем.
Четырехконтурный защитный клапан
Поступающий от компрессора сжатый воздух проходит через четырехконтурный клапан. На это устройство возложено несколько функций. Прежде всего, это распределение воздуха по остальным контурам привода. Два из них являются независимыми частями рабочей тормозной системы. Третий – относится к действию стояночного тормоза. Еще один – отвечает за питание других включенных в устройство транспортного средства потребителей воздуха, таких как пневматическая подвеска, пневмогидроусилитель сцепления и других.
Четырехконтурный клапан в составе тормозной системы не только распределяет воздух, но и обеспечивает его последовательное поступление в контуры, исходя из показателей давления. Этот же клапан при нарушении герметичности в каком-либо контуре сохраняет ее в остальных.
Другие элементы тормозной системы
В их числе:
- Ресиверы. Это емкости, в которых накапливается воздух для дальнейшего использования в тормозной системе. Выглядят как баллоны.
- Ножной тормозной кран. Под его управлением действуют рабочие тормоза.
- Ручной тормозной кран. Здесь в качестве объекта управления выступают стояночные тормоза.
- Энергоаккумуляторы. Благодаря этим устройствам возможно запасание энергии. Тормозная система полуприцепа использует ее, когда сжатый воздух перестает поступать в обычном режиме.
- Тормозные камеры. Отвечают за процесс преобразования воздушного давления в работу по включению механизмов, вызывающих торможение полуприцепа.
- Колодки. Эти детали создают отрицательное ускорение. Колодки и тормозной диск контактируют между собой. Это взаимодействие приводит к перераспределению и угасанию кинетической энергии и остановке полуприцепа.
- Манометр. Указанный прибор водитель видит на рабочей панели. Он отображает показатели давления в тормозной системе.
Принцип работы пневматического тормоза
Одновременно с запуском двигателя начинает работать компрессор тормозной системы. Этот насос втягивает атмосферный воздух, который будет использоваться тормозной системой, сжимает его и подает в систему. Осушитель оптимизирует состав воздушных масс. Регулятор поддерживает нужное давление. А лишний воздух через выпускной клапан поступает назад в атмосферу.
Сжатый компрессором и обработанный воздух собирается в баллонах-ресиверах. В транспорте имеется тормозная педаль. Когда водитель жмет на нее, срабатывает кран управления и воздух по шлангам перемещается из ресиверов в тормозные камеры. Они заставляют действовать колодки. Те направляют энергию воздуха на дисковые (барабанные) элементы. Движение полуприцепа прекращается.
Когда водитель ослабляет педаль управления тормозами, камеры освобождаются от воздуха. Он возвращается в атмосферу. Детали тормоза за счет пружин занимают исходное положение. Скорость полуприцепа набирает обороты.
Стояночные и аварийные тормоза
В соответствующем контуре воздух из ресивера поступает на ручной тормозной кран. Тот , служит для управления подачей воздуха в энергоаккумуляторы. Из них с помощью крана сбрасывается давление. В результате пружина воздействует на шток тормозной камеры. Колодки плотно прижимаются к диску. Создаются условия для безопасной остановки тягача и прицепа. Энергоаккумуляторы не доспукают возникновение аварии при движении транспорта. Когда давление в тормозной системе становится ниже требуемого, они обеспечивают остановку техники.
Если тормоза на полуприцепе имеют камеры, оснащенные энергоаккумуляторами, для управления секциями последних собирается специальная сеть. Воздух продвигается по питающей магистрали и, минуя тормозной кран, поступает в ресивер. По управляющей магистрали сигнал передается в цепь управления краном. В конструкции также есть регулятор тормозных сил или пара таких устройств – количество определяется расположением осей. Регуляторы корректируют сигнал, который отдает кран управления тормозами, и тот затем направляется в антиблокировочную систему.
Особенности работы АБС
Тормоза транспортных средств зачастую дополняются антиблокировочной системой. Она нужна для облегчения управления техникой, прекращающей движение. Благодаря АБС в этот момент лучше сохраняется устойчивость полуприцепа. Принцип действия указанного механизма заключается в контроле за вращением колес и при их блокировке снижении давления в тормозной системе. За счет этого колеса получают возможность проворачиваться, что улучшает их сцепление с дорогой. А само торможение оказывается более управляемым и быстрым.
Компоненты АБС и описание их функций:
- Колесные датчики, работающие по принципу электромагнитной индукции. Эти приборы устроены так, что могут улавливать начало блокировки колес.
- Блок управления. Принимает и обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков, и принимает решение о включении в работу исполнительных элементов.
- Модуляторы. Функционируют как исполнительные механизмы. Модулятор также называют электромагнитным клапаном.
В целом действие АБС аналогично особым приемам торможения, к которым прибегают опытные водители для предупреждения юза. Они прерывисто и часто нажимают на педаль тормоза, в результате чего удается избежать сильного скольжения колес и потери управления. Но электроника все-таки работает эффективнее и надежнее любого, даже самого опытного шофера.
Система контроля и сигнализации
На нее возложены две важные функции. Первая – контроль за состоянием системы торможения в любой момент времени. Вторая – быстрое срабатывание в условиях аварийной ситуации и оповещение водителя о неполадках. Такая система начинает работать уже при включении замка зажигания.
В ее состав входит манометр, сообщающий водителю показатели давления, или два таких прибора – по числу контуров рабочего тормоза. Другие компоненты – индикаторные лампы. Они горят разными цветами и сигнализируют о состоянии тормозной системы на основе данных, полученных от датчиков. Таким образом, водитель своевременно получает информацию о текущем положении дел в механизмах, вызывающих остановку транспорта. А это повышает безопасность эксплуатации техники.
Тормозная система полуприцепа на первый взгляд устроена сложно. Для прекращения движения транспортного средства в ней могут использоваться разные силы. Чаще всего применяется энергия находящегося под давлением воздуха. В системе много компонентов с разными функциями. Полезно разобраться в особенностях их работы, чтобы быстро устранять сбои и безопасно эксплуатировать полуприцеп.